Идея проекта родилась из прохождения мной практики сотрудника службы досмотра в Шереметьево и дальнейшей рефлексии. Я сопоставила роль “надзирателя” - маленького человека с властью, данной государством/ корпорацией и идеей свободы от надзирательства, “Ока”. Я сидела у входа в туалет на площадке биеннале и контролировать вход участника игры в туалет, напоминая об оплате куаркодом или наличкой. Я похожа на среднестатистическую сотрудницу туалета на автовокзале/жд станции/ провинциального музея.
"Человек, который берет плату за использование туалета присваивает себе возможность отправления естественных нужд"
Дефекация и мочеиспускание - канализационные процессы, переваривание - неотъемлемые функции психики, без этого будет длительно плохо.
Вместе с тем, кал и моча - максимально маргинальные сферы человеческой жизнедеятельности, присущие каждому.
А в маргинальном очень много свободы.
Так и есть. В общественных туалетах нет камер, хотя все общественные места зарегулированы, а камеры там "для вашей безопасности" и это остается едва ли не единственным пространством свободы.
Плату за пользование туалетом принималась по куар-коду для донатов в фонд арт-болота, что не противоречит идеям биеннале и существованию сообщества и дает право человеку на несколько минут свободы.
Я давала карту прохождения опыта за пользование туалетом. Если зритель не пользуется туалетом карты не даю.
Стены туалета я заклеила черной тканью. Черный цвет - цвет анархии, цвет свободы, абсолютное ничто и вместе с тем - вместилище всего, всех цветов одновременно. Кроме функционала и черных стен в туалете не будет ничего.
Интересным оказалось то, что не все зрители понимали, что происходит художественный акт, так же еще не все понимали, что туалет рабочий и им можно пользоваться по назначению.
Пространство прохождения выставки готовилось к ремонту, и там проживали рабочие из стран СНГ. Перед выставкой я проводила уборку туалета. Это было похоже на перевертыш социальной ситуации, и мне больше всего запомнился именно этот момент