Тотальная инсталляция “Общественный туалет” на выставке-игре СОИСКАТЕЛИ самоорганизации BOLOTO
5 и 7 сентября 2025 года
Проект «Соискатели» — результат шестимесячной лаборатории, в которой тринадцать художников исследовали альтернативные профессиональные сценарии как метод художественного познания. Отказавшись от привычной позиции «автора», участники приняли на себя роли работников самых разных сфер: от садовника научной оранжереи до фуд-блогера, от гладильщика на производстве до дворника-исследователя. Этот переход был не просто жестом эмпатии — он стал инструментом художественного анализа.
Практика «вне искусства» позволила художникам заново задать фундаментальные вопросы: Что формирует взрослого человека? В какой момент профессия перестаёт быть выбором и становится идентичностью? И что остается от личности в условиях монотонности, подчиненности или социальной невидимости?
 Зритель здесь — не наблюдатель, а соискатель: тот, кто вместе с художниками ищет, пробует, отказывается и задаёт вопросы заново.

Идея проекта родилась из прохождения мной практики сотрудника службы досмотра в Шереметьево и дальнейшей рефлексии. Я сопоставила роль “надзирателя” -  маленького человека с властью, данной государством/ корпорацией и идеей свободы  от надзирательства, “Ока”. Я сидела у входа в туалет на площадке биеннале и контролировать вход участника игры в туалет, напоминая об оплате куаркодом или наличкой. Я  похожа на среднестатистическую сотрудницу туалета на автовокзале/жд станции/ провинциального музея. 
"Человек, который берет плату за использование туалета присваивает себе возможность отправления естественных нужд"
Дефекация и мочеиспускание - канализационные процессы, переваривание - неотъемлемые функции психики,  без этого будет длительно плохо.
Вместе с тем, кал и моча - максимально маргинальные сферы человеческой жизнедеятельности, присущие каждому.
А в  маргинальном очень много свободы.
Так и есть. В общественных туалетах нет камер,  хотя все общественные места зарегулированы, а камеры там "для вашей безопасности" и это остается едва ли не единственным пространством свободы.
 Плату за пользование туалетом принималась  по куар-коду для донатов в фонд арт-болота, что  не противоречит идеям биеннале и существованию  сообщества и дает право человеку на несколько минут свободы.
Я давала карту прохождения опыта  за пользование туалетом. Если  зритель не пользуется туалетом карты не даю. 
              Стены туалета я заклеила черной тканью. Черный цвет - цвет анархии, цвет свободы, абсолютное ничто и вместе с тем - вместилище всего, всех цветов одновременно. Кроме функционала и черных стен в туалете не будет ничего.
              Интересным оказалось то, что не все зрители понимали, что происходит художественный акт, так же еще не все понимали, что туалет рабочий и им можно пользоваться по назначению.
Пространство прохождения выставки готовилось к ремонту, и там проживали рабочие из стран СНГ. Перед выставкой я проводила уборку туалета. Это было похоже на перевертыш социальной ситуации, и мне больше всего запомнился именно этот момент